Гибель советского самолета в Анголе
Боевая потеря Ан-12БП в Анголе. Дата: 25.11.1985. Тип самолета: Ан-12БП. Место происшествия: 43 км восточнее г. Менонге - столицы провинции Квандо Кубанго (Ангола). Командир экипажа - Лукьянов Сергей Васильевич.
25 ноября 1985 г. самолет Ан-12бп, бортовой номер № 11747 369-го полка ВТА ВВС СССР (пункт постоянного базирования — Джанкой) выполнял полет по маршруту Квито Кванавале (советские ветераны этой войны используют другую транскрипцию – Куито-Куанавале) — Луанда через Менонге. Экипаж выполнял перевозку группы советских военных советников и ангольских военнослужащих и 2 неисправных танковых двигателя. Экипаж выполнил обычный взлет и набор высоты по прямой, а не по спирали, и летел над занятой противником территорией. Таким образом, самолет вышел из охраняемой зоны на высоте ниже 5 000 м.
После взлета в Куито-Куанавале в 11:20 горизонтальный (крейсерский) полет проходил над контролируемой войсками УНИТА территорией. При подлете к аэропорту г. Менонге самолет был сбит ракетой из трофейного ЗРК Стрела-1 (на шасси БРДМ-2) одной из диверсионных мобильных групп спецназа ВС ЮАР (Recces), организовавшей засаду с целью уничтожения воздушных судов правительственных сил. Командиром одной из таких групп являлся капитан южноафриканского спецназа Андре «Дидис» Дидерикс. Именно он 25 ноября 1985 года отдал приказ о пуске ракеты ЗРК по советскому самолету Ан-12 с бортовым номером 11747. Тогда погибли 8 членов экипажа и 13 пассажиров, среди которых были и советские 4 военных советника, и 9 ангольских военнослужащих, летевших в Луанду по служебным делам. Этой операции южноафриканское командование присвоило кодовое название «Цербер». Но это была не первая жертва команды Дидерикса в Анголе. Ракета попала в двигатель № 4. «Горит, четвертый» — доложили командиру. «Четвертый выключил». «Третий горит, горит третий!…» «Третий выключил… Спокойно, ребята, держитесь. Идем на Менонге», — капитан Сергей Лукьянов принял решение дотянуть до аэродрома и идти на вынужденную посадку. Однако спустя 47 секунд после поражения самолета ракетой у него разрушилось крыло, он потерял управление, начал вертеться как «осиновый лист» и вскоре столкнулся с землей. Самолет упал в лесу в одной из центральных провинций в контролируемом повстанцами районе в 43 км от Менонге, Ангола. В 12:20 из округа на аэродром вылета по рации передали, что самолет не прибыл по назначению (в Менонге).
Самолет Ан-12 входил в авиаотряд Главного военного советника, а в Анголу был переведен из 369 втап (Джанкой). Это формирование являлось своеобразным подарком министру обороны Анголы от министра обороны СССР. Хотя самолеты подчинялись советскому ГВС, они в 80-х годах ХХ века являлись главной ударной силой транспортной авиации Народной Республики Ангола. Вплоть до конца 80-х годов ХХ века в Анголе в составе авиаотряда ГВС находилось до восьми транспортных Ан-12 и до шести Ил-76, которые обеспечивали перевозки грузов и личного состава в интересах советских военных специалистов, войск ФАПЛА и кубинцев. И хотя, «Антоновы» и «Ильюшины» входили в состав советской военно-транспортной авиации, но летали в Анголе под флагом «Аэрофлота».
Погиб 21 человек (экипаж - 8, пассажиры - 13, из них 4 советских советника и 9 ангольских военнослужащих ФАПЛА).
Экипаж - 8 человек (награждены орденами «Красная Звезда» (посмертно):
1. командир экипажа - капитан Лукьянов Сергей Васильевич (15.04.1956 в г. Слоним Гродненской области БССР, выпускник БВВАУЛ 1977 года);
2. помощник командира экипажа - старший лейтенант Никитин Алексей Николаевич, 06.05.1956; выпускник БВВАУЛ 1977 года, участник боевых действий на территории других государств - Вьетнам, Эфиопия, Йемен, Ангола);
3. штурман - капитан Журкин Владимир Борисович (17.03.1954 в г. Дудинке, Красноярский край, выпускник 9 роты ВВВАУШ 1975 года. Был в командировках в Анголе ( 1984 г.), Монголии ( 1984 г.), Афганистане ( 1985 г., награжден медалью «За боевые заслуги»).
4. борттехник - старший лейтенант Осадчук Виктор Викторович (14.05.1956, г. Джанкой);
5. ВР - прапорщик Гришенков Сергей Николаевич (08.11.1961, г. Джанкой);
6. Бортпереводчик - прапорщик Шибанов Владимир Алексеевич (09.04.1959).
Похоронены (6 чел. из 8 чел. экипажа) в мемориальной братской могиле в г. Джанкой (Республика Крым).
7. БортАДО лейтенант Пшенюк Виталий Александрович ( 1960 г.р., похоронен на родине в пгт. Сенкевичевка Гороховского района Волынской области, Украина, т.к. его родители не смогли приехать в Джанкой. На службу Виталий пришел с «гражданки». На школе, в которой он учился, установлена мемориальная доска).
8. Бортпереводчик-стажер курсант Шолмов Сергей Николаевич (19.03.1963, выпускник МсКИ МО СССР, похоронен на родине в г. Ульяновск. Его имя носит улица и школа-музей № 13 в микрорайоне «Свияга» Засвияжского района г. Ульяновска, в 2012 году открыт музей имени С.Н. Шолмова.).
Четверо погибших военных советников:
1.полковник Кандидатов Евгений Ефимович (род. 23.03.1938 в г. Саратов, советник заместителя командующего 6 военного округа по технике и вооружению. До Анголы проходил службу в должности преподавателя кафедры ремонта и эвакуации Ленинградского высшего военного общевойскового училища, похоронен в пос. Стрельна, г. Санкт-Петербург);
2.подполковник Мартынов Александр Петрович ( 1950 г.р., подполковник, советник командира батальона 25-й пехотной бригады ФАПЛА, похоронен на центральном кладбище г. Ульяновска);
3.подполковник Жерносек Михаил Михайлович (29.10.1953 в д. Подымхи Лепельского района Витебской области, БССР, советник начальника тыла 16-й пехотной бригады ФАПЛ, похоронен в д. Большой Полсвиж, Беларусь);
4.подполковник Перевёртов Анатолий Петрович (7.01.1938 в пос. Пришиб Джалилабадского района, Азербайджанской ССР, советник начальника тыла 8-й пехотной бригады ФАПЛА, похоронен в г. Майкоп, Республика Адыгея).
***
27 ноября при попытке добраться до места падения самолета Ан-12 и авиационной поддержке кубинской колонны, выдвигавшейся в район падения сбитого самолета Ан-12 и атакованной повстанцами УНИТА, был сбит ПЗРК «Стингер» один из пары ведущий вертолет Ми-17 с советским экипажем на борту. Вертолет взорвался в воздухе. Экипаж вертолета - трое советских офицеров и два ангольских военнослужащих погибли.
Экипаж вертолета:
1.майор Кутонов Дмитрий Федорович — командир экипажа, летчик-инструктор. 25.03.1953 в д. Весёловка Фёдоровского района БАССР. Окончил Саратовское высшее авиационное училище лётчиков в 1973 г. После окончания остался в училище на должности лётчика-инструктора. В 1983 г. заочно окончил Сызранское ВВАУЛ и получил диплом лётчика-инженера. Награждён орденом «Красная Звезда» (посмертно). Похоронен в Уфе, Республика Башкорстан.
2.капитан Неверов Юрий Владимирович — летчик-штурман-инструктор. 6.05.1960. Окончил Саратовское ВВАУЛ.
3.старший лейтенант Дегтярь Александр Владимирович — бортовой техник-инструктор. 24.03.1959 в г. Харьков. Окончил Харьковское ВАТКУ. Похоронен в Харьковской области, Украина.
Похоронены на родине.
Вместе с ними погибли два ангольских солдата.