Новости

Образование – медным тазом

"Пандемия коронавируса дала импульс движению к формированию системы школьного и вузовского образования, органично сочетающего как традиционные, так и дистанционные, цифровые технологии обучения. Будущее именно за такой системой», - написала в своем блоге глава Совфеда Валентина Ивановна Матвиенко.

Ей вторит и крупный банкир, глава Сбербанка Герман Оскарович Греф, который озвучил идею, что на смену старому традиционному обучению должен прийти искусственный интеллект и нейронет - один из предполагаемых этапов развития Всемирной паутины, в котором взаимодействие участников будет осуществляться на принципах нейрокоммуникаций. По-простому говоря, на наш мозг будет влиять искусственный интеллект через своих интеллектуальных агентов. Страшно. Ладно мы, нас уже не исправить. А дети?

Разговоры и попытки реформирования отечественного образования ведутся уже много лет. Система обучения, доставшаяся в наследство от Советского Союза, почему-то совсем не устраивает нынешних российских чиновников. А эксперты в области науки и образования, видные деятели культуры и искусства называют это диверсией и предательством.

Странно, что обсуждая сегодня проблемы образования, кто-то вспоминает академика Капицу. Судя по всему, Греф недоглядел…

Сергей Петрович Капица: «Хороший вопрос: как учить — знаниям или пониманию? Вся моя педагогическая практика на физтехе показывает, что учить надо пониманию. В нашем институте начали это физики, потом это распространилось по другим факультетам. У нас не было билетов, на экзамен можно было приходить с любыми пособиями и записями, конспектами, единственное, нельзя было советоваться с товарищем.
Человек обычно приходил с вопросом, который он сам приготовил и рассказывал, что он понимает в этом предмете. Было нелегко научить и студентов, и преподавателей, но это была наша цель. Потому что знания очень легко получить — из интернета, из разных источников, их слишком много, и они слишком подвижны, а понимание — это то, что остаётся».

А что останется в головах и душах детей, которых учили с применением цифрового комплекса? Когда ошибочно нажав одну кнопку школьник переходит в разряд неуспевающих, тупых, никчёмных? Вырастет целое поколение людей, а то, не дай Бог, и не одно, не способное думать, принимать решения, самоидентифицироваться.
Возможно, вы помните скандальное высказывание Германа Оскаровича о том, что большинству людей образование не нужно. По мнению банкира, ими, с образованием, невозможно будет манипулировать. А вы думаете, ради чего пытаются реформировать нашу многострадальную систему образования?

Александр Разумов