Такая инициатива прозвучала в ходе круглого стола "Соблюдение прав граждан России за рубежом". Мероприятие прошло в четверг 27 декабря в Доме общественных организаций. Организаторами круглого стола выступили ИА "Ветеранские вести" и Общероссийская организация "Офицеры России".

В ходе встречи главный редактор ИА "Ветеранские вести" Вячеслав Калинин выразил коллективное мнение инициативной группы ветеранов войн и боевых действий об инициировании процедуры по присвоению Виктору Буту звания Героя Российской Федерации.

"Речь идёт о небезызвестных событиях 1995 года, когда при его непосредственном участии был организован побег российского экипажа на самолёте Ил-76 из талибского плена", - поделился Вячеслав Калинин.

Напомним, что 3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД с 7 членами экипажа на борту в рамках межправительственного соглашения с Албанией совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана (Албания) - Кабул (Баграм, Афганистан) с грузом стрелковых боеприпасов. Аналогичные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных.

Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем МиГ-21 движения "Талибан" и принуждён совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года члены экипажа самолёта находились в плену. Всё это время Виктор Бут помогал в передаче пленным россиянам продуктов, медикаментов и одежды. Совместно с российскими дипломатами участвовал в переговорах об освобождении экипажа и привозил к лётчикам на своих самолётах врачей, когда пленные болели. При участиии Бута разрабатывались варианты освобождения экипажа. В итоге помощь в подготовке побега российских лётчиков оказало правительство Раббани, разведка которого располагала агентурой в стане талибов.

Агенты правительственной разведслужбы Афганистана в сотрудничестве с Бутом и подготовили побег российских лётчиков. Сначала они "подбросили" талибам идею о том, что самолёт, долго стоящий без обслуживания, может стать полностью непригодным к использованию. Так как у талибов не было специалистов по таким сложным и большим машинам, как Ил-76, экипажу было разрешено обслуживать самолет, заправить его топливом, и даже совершать пробные рулёжки и пробеги по взлётно-посадочной полосе.

Лётчики "гоняли" самолёт по полосе пять дней подряд, выжидая удобный момент, чтобы совершить взлёт. Все пять дней компания Бута поддерживала для них лётные коридоры через воздушное пространство стран, находящихся между Кандагаром и Шарджой, подавая заявки на "пролётки" - разрешения на пролёт территории. На пятый день удобный момент настал, и самолёт взлетел с кандагарского аэродрома. Остановить его наземные охранники не успели, а троих талибов в кабине экипаж нейтрализовал своими силами...

"16 августа 1996 года экипаж самолёта через Иран пролетел в Объединённые Арабские Эмираты. В ночь с 18 на 19 августа 1996 года российские лётчики вернулись в Казань", - отметил Вячеслав Калинин.

Обстоятельства этой истории легли в основу сюжета известного российского художественного фильма "Кандагар".

Подробнее: http://vvesti.com/veterans/veterany-vystupili-s-zayavleniem-o-prisvoenii-viktoru-butu-zvaniya-geroya-rossii